Принято считать, что особенное внимание образу учителя на экране стали уделять лишь в шестидесятых годах, но это
не так.
Одной из первых киноработ, которая посвящена личности учителя стала «Первоклассница» Ильи Фрэза. Фильм вышел в прокат в 1948 году.
Учительница Анна Ивановна там — образец для подражания: справедливая, сдержанная и уверенная в себе. Она сурова, в характере лишь изредка проявляются «человеческие» черты.
А вот уж с 1960 годов в СССР практически любое кино, ориентированное на детей 12-16 лет, обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей. Они учили и воспитывали согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу.
Образ идельаного учителя встречается и в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Илья Семёнович полностью отдаёт себя профессии педагога, любит и честно выполняет свою работу. Он стремится научить ребят думать и рассуждать, как взрослые люди.
Один из самых популярных и, пожалуй, добрых советских фильмов —
«Большая перемена» Алексея Коренева 1973 года. Нестор Петрович
не только начинает жить заботами своих взрослых учеников, проявляя сочувствие и оказывая помощь, но и преподает так, что те слушают его с интересом. Из человека, которого взрослые ученики не подпускали близко, Нестор Петрович стал старшим товарищем.
Это не единственный фильм, где встречается трепетное отношение учителя к своим подопечным — ученикам. Но есть несколько кинокартин восьмидесятых, где учителя вынуждены страдать из-за своих добрых намерений.
Например, Вера Ивановна — учительница из кинокартины «Чужие письма» —правильная и мягкая героиня. Она взяла к себе жить трудного подростка Зину, которая сразу же стала манипулировать , доводя женщину до нервного срыва.
Учительница русского и литературы из фильма «Дорогая Елена Сергеевна» с трепетом ждала прихода школьников на празднование ее дня рождения. Она подверглась террору, давлению со стороны учеников, когда ребята
окончательно потеряли контроль над происходящем.